(в Крещении Иоанн; 1338-1390), трапезундский имп. (с дек. 1349). Сын трапезундского имп. Василия и Ирины из Трапезунда. Овладел троном при поддержке К-поля и принял имя А. В. К. Вступил в брак с Феодорой из рода Кантакузинов. Сумел остановить гражданскую войну (1341-1355) и борьбу группировок местной знати. Благодаря политике матримониальных союзов с соседними мусульм. правителями ослабил угрозу со стороны сопредельных тюрк. эмиратов. Заключил ряд договоров с Генуей (1363, 1373) и Венецией (1364, 1367, 1376), обеспечивших возобновление торговли с ними и восстановление после смут и разрушений итал. факторий. Был ктитором и дарителем многих церквей и мон-рей в Трапезундской империи (Сумела, Вазелон, Феоскепасту и др.) и на Афоне (Дионисиат).
Известно неск. портретов А. В. К.; наиболее сохранившийся - миниатюра на пергаменном хрисовуле императора в мон-рь Дионисиат на Афоне, датируемом сент. 1374 г. В верхней части свитка изображены стоящие на красном подножии А. В. К. и его супруга Феодора. Император облачен в саккос и лор, к-рый, как и корона, богато украшен драгоценными камнями, в его правой руке крест, в левой - хрисовул, скрепленный красной перевязью и печатью. Императрица держит др. конец свитка; она облачена в красное, с широкими рукавами, одеяние с орнаментом в виде золотых двуглавых орлов. Хрисовул был издан, когда А. было около 35 лет, и в портрете, где император представлен с усами и раздвоенной бородой каштанового цвета, передана возрастная характеристика. Головы А. В. К. и Феодоры окружены не обычными золотыми, а красными нимбами, над к-рыми помещены золотые печати. Вверху, над имп. четой,- погрудный образ благословляющего обеими руками св. Иоанна Крестителя (в честь к-рого освящен мон-рь).
Портрет А. В. К., почти в точности повторяющий миниатюру на хрисовуле, имеется на двусторонней иконе ок. 1375 г. из того же мон-ря: император и его покровитель св. Иоанн Креститель вместе держат модель основанного А. В. К. мон-ря, над ними - благословляющий Христос; на обороте иконы изображены трапезундские святые Кандий (Канидий), Евгений, Валериан и Акила. Предполагается, что образ на иконе был создан вскоре после хрисовула, возможно тем же художником. В мон-ре Дионисиат хранится копия хрисовула XVIII в. на бумаге. Портреты А. В. К. и Феодоры, по сообщению Й. Стржиговского, были представлены на утраченном хрисовуле мон-ря Панагии Сумелы близ Трапезунда - копии с оригинала 1364 г., а также на слав. хрисовуле серб. деспота Георгия Бранковича, изданном в сент. 1429 г. для мон-ря Эсфигмену на Афоне. Два несохранившихся изображения А. В. К., по сведениям К. Тексье, находились в росписях церкви в мон-ре Панагии Феоскепасту (известно по копии XIX в.) - между супругой Феодорой и матерью Ириной и на фреске ц. Св. Софии в Трапезунде (существовало еще в 1836) - в окружении придворных.